Продолжение. Начало здесь.
Куда нам двигаться дальше? Если предположить, что история первого тысячелетия сильно искажена подделками папских писцов и более поздних гуманистов, можем ли мы оценить степень этого искажения и восстановить достоверную картину? Лучшее, что мы можем сделать, это представить себя в одиннадцатом веке, самом раннем периоде, для которого у нас есть хорошее количество хроник.
Мы даже, пожалуй, можем довериться историкам, которые дадут нам в целом точную картину европейского, североафриканского и ближневосточного мира, и, оглянувшись на пару веков назад, попытаться определить исторические движения, которые привели к этому миру. А вот дальше все расплывчато.С географической точки зрения, мы могли бы расположить себя в центре мира, который мы пытаемся понять. И этим центром был бы не Рим. Несмотря на римскую пропаганду, восхвалявшую Mirabilia Urbis Romae (“чудеса города Рима”) в десятом и одиннадцатом веках, политическим, экономическим, культурным и религиозным центром цивилизации, включавшей Рим, был Константинополь (на втором месте – Александрия).
В одиннадцатом веке стены Константинополя могли вместить десять крупнейших городов Запада. Его размеры, архитектурные шедевры и богатство настолько впечатлили западных гостей, что во французском романе “Партенопей де Блуа” Константинополь назван раем. Экономическое процветание Константинополя основывалось на его положении на перекрестке великих торговых путей, на монополии в торговле такими предметами роскоши, как шелк, на значительной золотой денежной массе и на эффективном налоговом администрировании (kommerkion – десятипроцентный налог на любую сделку в городском порту).
Свежие комментарии